Это групповое обсуждение, направленное на разработку новых идей и предложений. Его можно использовать при подготовке детьми какого-либо нового проекта.
Для начала необходимо выбрать тему обсуждения.
Затем все участники делятся (любым способом) на три группы. Каждой группе сообщаются ее задачи.
Задача «группы критиков» – жесткая критика идеи, обнаружение и раскрытие ее слабых сторон, возможных трудностей в ее реализации.
Задача «группы мечтателей» – генерализация самых невероятных и даже несбыточных вариантов развития идеи или ее отдельных направлений, построение перспектив ее осуществления, прогнозирование областей, где она может реализовываться, людей, которые могут помочь в ее реализации.
Задача «группы реалистов» – найти способы, как ее можно реализовать, какие средства (денежные, технические, человеческие и т.п.) нужно для этого задействовать.
Группы обсуждают идею с позиции поставленных перед ними задач. На это отводится 5-7 минут.
Далее следует выступление каждой группы (также по 5-7 мин.). Сначала выступает группа «мечтателей». После ее выступления другие группы задают уточняющие вопросы, дают обратную связь: «критики» критикуют предложения мечтателей, показывают их слабые стороны; «реалисты» анализируют предложения, показывают какие из них и как можно воплотить. Затем по такому же алгоритму происходит выступления группы «критиков» и «реалистов».
На следующем этапе каждая группа автономно обсуждает появившиеся предложения, замечания и критику, и, используя самые полезные из них, создает свой окончательный проект.
После этого проходит выступление представителей каждой группы с окончательным вариантом своей части общего проекта.
На последнем этапе важно организовать коллективный анализ работы, где все участники в свободной форме высказываются о прошедшем обсуждении, его значении для себя, о прозвучавших идеях, наиболее запомнившихся моментах и зарекомендовавших себя участниках.
«Разворачивающаяся кооперация»
Эту форму можно использовать тогда, когда в ходе генерирования и обсуждения той или иной идеи, необходимо учесть мнение каждого участника обсуждения.
Вначале педагог просит каждого школьника сформулировать на отдельном листке бумаги ответ на обсуждаемый вопрос. Например, это может быть ответ на вопрос «Каковы ценности моего поколения?».
Каждый школьник отвечает на этот вопрос в течение 2-3-х минут.
Далее педагог предлагает учащимся объединиться в пары и составить общий список «ценностей поколения». При этом одинаковые или похожие ценности объединяются, а по поводу несовпадений ребятам придется договориться. Эта работа займет у пары еще около 5 минут.
Далее школьники объединяются в команды по четыре человека и составляют общий для них список ценностей.
Следующий этап – четверки объединяются в восьмерки и проделывают ту же работу.
В итоге формируется общий список ценностей школьников класса, который представляет один из них. Можно объединение в группы закончить на этапе, когда сформировалось 2 или 3 команды школьников класса. Тогда представлять ценности своей группы будет представитель каждой команды.
«Мозговой штурм»
Это широко известная форма взаимодействия людей, направленная на производство новых идей. Она имеет множество модификаций. Опишем одну из них.
Класс разбивается на две группы.
Первая группа - «генераторы». Они должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы, при этом они не имеют права обсуждать варианты друг друга, отвергая или соглашаясь с ними. Строжайше запрещается всякая критика любых мнений и предложений, важно количество, а не качество идей. В группе «генераторов» выбирается один человек, который, не участвуя в генерации идей и предложений, только фиксирует их.
Вторая группа – «аналитики». Они получают от первой группы список идей и предложений и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Выбранные предложения группируются и объявляются.
Группы «аналитиков» и «генераторов» формируются по принципу добровольности: проведя первый круг мозговой атаки, группы меняются своими функциями и проводят второй круг.
Можно проводить работу обеих групп и одновременно. В этом случае обе группы сначала работают как «генераторы», затем меняются листочками с предложениями и выступают в качестве «аналитиков».
Во время проведения мозговой атаки педагог выступает в роли заказчика. Он кратко излагает суть проблемы и правила проведения мозгового штурма.