Вернуться к алгоритму -> Шаг 4. Собираем идеи для предстоящей работы
Разработка идей, предложений и решений
 
Здесь описано несколько простых в использовании форм организации проблемно-ценностного школьников, направленного на выработку ими идей, предложений, решений тех или иных проблем, которые могут возникать в детской группе, классе, школе, социуме.
 
«Критики, мечтатели, реалисты»
Это групповое обсуждение, направленное на разработку новых идей и предложений. Его можно использовать при подготовке детьми какого-либо нового проекта.
Для начала необходимо выбрать тему обсуждения.
Затем все участники делятся (любым способом) на три группы. Каждой группе сообщаются ее задачи.
Задача «группы критиков» – жесткая критика идеи, обнаружение и раскрытие ее слабых сторон, возможных трудностей в ее реализации.
Задача «группы мечтателей» – генерализация самых невероятных и даже несбыточных вариантов развития идеи или ее отдельных направлений, построение перспектив ее осуществления, прогнозирование областей, где она может реализовываться, людей, которые могут помочь в ее реализации.
Задача «группы реалистов» – найти способы, как ее можно реализовать, какие средства (денежные, технические, человеческие и т.п.) нужно для этого задействовать.
Группы обсуждают идею с позиции поставленных перед ними задач. На это отводится 5-7 минут.
Далее следует выступление каждой группы (также по 5-7 мин.). Сначала выступает группа «мечтателей». После ее выступления другие группы задают уточняющие вопросы, дают обратную связь: «критики» критикуют предложения мечтателей, показывают их слабые стороны; «реалисты» анализируют предложения, показывают какие из них и как можно воплотить. Затем по такому же алгоритму происходит выступления группы «критиков» и «реалистов».
На следующем этапе каждая группа автономно обсуждает появившиеся предложения, замечания и критику, и, используя самые полезные из них, создает свой окончательный проект.
После этого проходит выступление представителей каждой группы с окончательным вариантом своей части общего проекта.
На последнем этапе важно организовать коллективный анализ работы, где все участники в свободной форме высказываются о прошедшем обсуждении, его значении для себя, о прозвучавших идеях, наиболее запомнившихся моментах и зарекомендовавших себя участниках.
 
«Разворачивающаяся кооперация»
Эту форму можно использовать тогда, когда в ходе генерирования и обсуждения той или иной идеи, необходимо учесть мнение каждого участника обсуждения.
Вначале педагог просит каждого школьника сформулировать на отдельном листке бумаги ответ на обсуждаемый вопрос. Например, это может быть ответ на вопрос «Каковы ценности моего поколения?».
Каждый школьник отвечает на этот вопрос в течение 2-3-х минут.
Далее педагог предлагает учащимся объединиться в пары и составить общий список «ценностей поколения». При этом одинаковые или похожие ценности объединяются, а по поводу несовпадений ребятам придется договориться. Эта работа займет у пары еще около 5 минут.
Далее школьники объединяются в команды по четыре человека и составляют общий для них список ценностей.
Следующий этап – четверки объединяются в восьмерки и проделывают ту же работу.
В итоге формируется общий список ценностей школьников класса, который представляет один из них. Можно объединение в группы закончить на этапе, когда сформировалось 2 или 3 команды школьников класса. Тогда представлять ценности своей группы будет представитель каждой команды.
 
«Мозговой штурм»
Это широко известная форма взаимодействия людей, направленная на производство новых идей. Она имеет множество модификаций.  Опишем одну из них.
Класс разбивается на две группы.
Первая группа - «генераторы». Они должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы, при этом они не имеют права обсуждать варианты друг друга, отвергая или соглашаясь с ними. Строжайше запрещается всякая критика любых мнений и предложений, важно количество, а не качество идей. В группе «генераторов» выбирается один человек, который, не участвуя в генерации идей и предложений, только фиксирует их.
Вторая группа – «аналитики». Они получают от первой группы список идей и предложений и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Выбранные предложения группируются и объявляются.
Группы «аналитиков» и «генераторов» формируются по принципу добровольности: проведя первый круг мозговой атаки, группы меняются своими функциями и проводят второй круг.
Можно проводить работу обеих групп и одновременно. В этом случае обе группы сначала работают как «генераторы», затем меняются листочками с предложениями и выступают в качестве «аналитиков».
Во время проведения мозговой атаки педагог выступает в роли заказчика. Он кратко излагает суть проблемы и правила проведения мозгового штурма.
 
«Воображариум»
Это игровая процедура, предполагающая обращение педагога к вымышленному образу учеников, создание вокруг какой-то учебной или внеучебной проблемы небольшого фантазийного мира. Например, «вообразите себя министром финансов России конца 19 века: что бы вы сделали для того, чтобы обеспечить нашей стране экономический рост?» Или «представьте, что вы призрак, который во время сеанса спиритизма вызывают русские императоры. Являясь к ним среди ночи, какой совет бы вы им дали, от каких поступков вы бы посоветовали воздержаться, например, Петру I, Екатерине II или Александру III?»  Мир грез и фантазий всегда был привлекателен для детей. И почему бы не использовать это для продуцирования детьми каких-то идей и смыслов?
 
 
«Аквариум»
Эта разновидность дискуссии наиболее эффективна в разнородной аудитории, где присутствуют дети разных возрастов, из разных классов или школ.
Пространство организовано так, что основная часть присутствующих составляет внешний круг, а внутри него располагается «аквариум» – небольшой внутренний круг, состоящий из пяти-семи участников. Ими становятся те, кто хотел бы высказаться по теме дискуссии. Ведущий старается привлечь в круг носителей разных позиций.
Кроме того, ведущий формирует группу из трех экспертов, которая будет обновляться каждый тур дискуссии. Их задача – после каждого тура высказать свое мнение по поводу хода дискуссии, соблюдения ее правил, корректности высказываний, аргументированности участников и т.п.
Первый тур – пробный, на нем уточняются правила. Каждый следующий представляет собой блиц-дискуссию, длящуюся не дольше семи-восьми минут. Собравшиеся в «аквариуме» сначала кратко высказываются по очереди, затем происходит общее свободное обсуждение. Ведущий и сидящие в большом кругу не имеют права вмешиваться в жизнь «аквариума», они только слушают. Если возникла пауза, из внешнего круга могут звучать вопросы отдельным участникам. Этот процесс жестко регулируется ведущим.
Можно запустить в аквариум ещё одну «рыбку» из внешнего круга (если ребенку захочется высказаться, а дискуссия в «аквариуме» течет вяло). Но для этого другая «рыбка» должна покинуть аквариум, освободив место.
Когда время истекает, звучат высказывания экспертов, при желании – содержательные реплики из зала по обозначенной проблеме, не больше двух. Весь тур должен длиться не дольше десяти минут.